Студийная фотосессия в собственном классе
Недавно меня с моим коллегой, школьным фотографом, попросили поснимать в одной из школ Санкт-Петербурга учеников 6 класса. Так как класс не выпускной, альбом делать смысла не было, да и бюджет был скромнее. Но фотографии ребята хотели получить «как в альбоме», студийного качества, с ретушью.
Задача интересная, ведь здесь практически нет ограничений по содержанию фотографий, не надо работать под стандартный дизайн альбома. Да и сами ребята чувствуют себя более раскованными, так как съёмка не кажется им такой ответственной.
В школе шли уроки и мы должны были провести всю съёмку в классе. Мы взяли с собой комплект студийного оборудования, дополнительные аккумуляторные вспышки с цветными фильтрами и большой студийный фон — холст ручной работы.
Первым делом групповые фотографии школьников
Фотограф в школе пользуется маленькой хитростью: старается начинать съёмку с групповых фотографий по несколько человек. Для индивидуальных портретов еще рано, нужно чтобы школьники привыкли к фотографу и процессу, расслабились. А групповые снимки вместе с друзьями — это не страшно. В данном случае ещё и формат съёмки не требует жесткой постановки, можно фотографироваться с кем, как и сколько угодно.
Общая фотография всего класса — важная часть фотосессии
Сложнее всего сделать общую фотографию, на которой будет весь класс. Особенно если помещение маленькое. Но здесь и учеников было не очень много, так что мы справились довольно быстро. Если учащихся в классе много, то приходится с помощью парт и стульев выстраивать всех в несколько рядов, иногда почти до потолка. Спокойствие, только спокойствие! За множество подобных съёмок никто не пострадал!
А у фотографии выше, само собой, есть и «официальная», спокойная версия.
Портреты в школе, но как будто в настоящей студии
Портреты мы всегда делаем в самом конце школьной фотосессии. На это есть насколько причин.
Во-первых, всегда кому-то из школьников нужно уйти пораньше. Если портреты снимать в самом начале, всему классу всё равно придется ждать групповые и общие фотографии. А так, раз групповые уже сняты, мы сначала делаем портреты тем, кому надо уйти, а потом спокойно работаем с остальными.
Во-вторых, к этому времени все уже привыкают и к фотографу, и к процессу. Чувствуют себя куда более раскованно, подсмотрели друг у друга какие-то позы, помимо тех, которые подсказываем мы. И просто немного устали, а это помогает выглядеть в кадре более расслабленно и естественно.
В-третьих, почти на каждой съёмке есть ученики — чаще это девочки, — которые не нравятся себе на фотографиях или просто стесняются при других, выглядят зажатыми на снимках. С ними нужно больше времени, иногда существенно больше.
Мы никогда не ограничиваем время съёмки, не торопим ребят. Бывали случаи, когда каждого из таких ребят снимали по тридцать-сорок минут. Если что-то не нравится, просматриваем все кадры, вместе решаем, что нужно изменить, и снимаем еще и ещё. До того момента, пока не дождёмся заветных слов: «А вот тут я себе нравлюсь!»
Неформальная часть съёмки
Тут, как говорится, кто во что горазд. Полная свобода. Можно и подурачиться, и переснять групповую фотографию с друзьями, «стоя на ушах»! Если, конечно, остались силы и время.